Как повысить продажи в ритейле с помощью виртуальной реальности?

Поговорим об основных задачах ритейлера и тех вариантах применения виртуальной реальности, которые бы могли помочь в их решении.

Открытие розничного магазина

Очень важный вопрос для ритейлера на этапе открытия магазина — это проектирование привлекательного и удобного для посетителей внутреннего пространства, включая размещение товаров, POS-материалов и касс. Здесь эстетика должна сочетаться с психологией покупателя и эффективностью логистики. С помощью виртуальной реальности можно не просто посмотреть проект на бумаге, но опробовать его в виртуальном пространстве в качестве покупателя и наглядно оценить все его достоинства и недостатки. Виртуальную симуляцию можно, например, использовать для тестирования поведения разных целевых групп покупателей, чтобы определить наилучшее расположение товаров. Такой способ тестирования намного экономичнее, чем менять расположение товаров и витрин на ходу после открытия магазина, стараясь подстроится под предпочтения посетителей.

К примеру, такой инструмент уже активно использует при открытии своих магазинов международный ритейлер Lidl. На изображениях ниже показаны для сравнения реальное пространство магазина и их симуляция в VR.

Наглядная демонстрация товара

Другой вариант применения – это наглядная демонстрация товара и его свойств для покупателя. Например, в IKEA уже используют виртуальные шоу-румы, чтобы показывать варианты квартир с интерактивным интерьером. Покупатель может сам переставить предметы интерьера, выбрать цвет стен, пола, мебели и так далее. Согласитесь, что это наименее затратный способ показать все свойства товара по сравнению с традиционными шоу-румами в мебельных салонах, где нет таких шикарных интерактивных функций, а количество вариантов ограничено торговой площадью магазина.

Это очень удобный инструмент для магазинов, где товар требует от покупателя внимательного рассмотрения и инструкций по применению. В том числе для больших ритейлеров, продающих товары для строительства и ремонта, например, Леруа Мерлен. Как раз один из наших текущих проектов сопряжён с подбором напольного покрытия в виртуальной и дополненной реальности, но до его завершения имя компании-клиента будет называть некорректно.

Привлечение покупателей

Следующая важная задача – это привлечение покупателей. Пока виртуальная реальность остаётся единственным рекламным инструментом, способным вызвать wow-эффект и грех им не воспользоваться для привлечения своей аудитории. Например, бутики модной одежды «TopShop» предложили своим посетителям очутиться в первых рядах на показе мод с коллекциями одежды, представленными в бутике. На устроенную акцию пришли более 100 человек, а в прессе вышло свыше десятка статей, включая Wired и The Times.

Более интересную впечатляющую рекламу устроила компания Merrell. Специально к запуску новой модели ботинок для пешего туризма был разработан аттракцион виртуальной реальности, в котором участники смогли опробовать свои силы в преодолении опасного горного прохода. Сочетание реального окружения, состоящего из деревянных досок и канатных проходов, и виртуальной реальности добавили участникам тактильных ощущений, сделав погружение ещё более глубоким и оставив неизгладимое впечатление.

Кроме виртуальной реальности, нужно ещё отметить возможности, которые даёт дополненная реальность. Например, это возможность примерки одежды без реального переодевания или демонстрация 3D-визуализации товаров прямо на страницах каталога, но это тема для ещё одной большой статьи.

На международном рынке ритейлеры уже осознали, что технологии виртуальной реальности – это не просто красивая картинка для игр, но и вполне функциональный инструмент для привлечения покупателей.

Выбор очков виртуальной реальности для ритейла

Очки виртуальной реальности можно разделить на три условных сегмента: low-level, middle-level и high-level.

Начнём с low-level. Это наиболее экономичные по своей стоимости очки виртуальной реальности, работающие со смартфоном. Для их использования нужно скачать любое из тысяч приложений виртуальной реальности из Google Play или App Store, вставить свой смартфон в очки и запустить приложение. Экраном в этом случае служит как раз экран смартфона, поделённый надвое для создания стереоскопического эффекта. Как правило, такие очки сделаны из картона и их оптовая стоимость находится в пределах 200 руб., как например производимые нами очки виртуальной реальности VR CORP.

Такой вариант удобно использовать для широкого охвата целевой аудитории, например, на промо-акциях или мероприятиях. Например, сеть магазинов компьютерной техники «e2e4» к 23 февраля заказала у нас 350 таких очков виртуальной реальности вместе с разработкой мобильного VR-квеста. На праздник они поздравили своих клиентов и партнёров по всей стране, вручив очки в качестве подарка с ссылкой на приложение.

Очки middle-level – это аналогичные очки виртуальной реальности, работающие с телефоном, но сделанные из более долговечного материала, зачастую это пластмасса. К наиболее известным моделям здесь относятся очки Samsung Gear VR, продающиеся по цене около 8 тысяч рублей. Такие очки можно использовать для создания мобильного аттракциона виртуальной реальности, который можно легко развернуть в любом месте. Поэтому они как нельзя лучше для проведения различных рекламных акций. Правда нужно учитывать, что графические возможности будут ограничиваться производительностью смартфона, которые в любом случае не сравнятся с компьютерными возможностями.

Очки high-level – это Oculus Rift или HTC Vive. Их цена варьируется от 40 до 70 тысяч рублей и с их помощью можно создать красивую качественную картинку, способствующую наиболее полному погружению и ярким впечатлениям. У HTC Vive больше возможностей, поэтому мы рекомендуем именно их для своих клиентов. В числе этих возможностей физическое синхронное перемещение на ограниченной территории и интерактивное взаимодействие с виртуальным пространством с помощью специальных контроллеров. Ощущения просто потрясающие и эти очки как раз то, что нужно для создания шоу-румов или по-настоящему впечатляющих рекламных аттракционов, достойных того, чтобы о них написали в СМИ.

Будущее VR технологий в ритейле

Ещё год или два виртуальная реальность будет сохранять вау-эффект, чтобы с помощью её можно было устраивать эффективные рекламные акции. Однако, главное назначение VR в течение последующих 3-5 лет — это функциональная помощь в создании пространства магазина и выборе продукта. Это станет таким же обыденным инструментом, как весы в розничных магазинах, помогающие определить вес и стоимость товаров на развес. Те, кто первым внедрит эти технологии – соберёт сливки рынка, а все последующие будут идти на этот же шаг вынужденно, как это всегда происходит, когда инструмент становится стандартом качества обслуживания.

Пока очки виртуальной реальности не станут таким же широким и обыденным явлением, как телевизор или компьютер в каждом доме, рано говорить о таких вариантах, как виртуальные магазины. Слишком узкая аудитория. Но это вполне долгосрочная перспектива на ближайшее 10 лет. Здесь следует в первую очередь обратить внимание на интернет-магазины. Вместо картинок на сайте и неспособности оценить потребительские свойства товара покупатель в виртуальном пространстве может наглядно осмотреть товар и принять решение о его покупке.

Таким образом, наш прогноз развития виртуальной реальности в ритейле:

  • Промежуток в 1-2 года – VR применяется в основном рекламе и маркетинге.
  • В течение 3-5 лет – VR становится обыденным функциональным инструментом продаж.
  • В течение 10 лет VR станет более эффективной альтернативой существующим интернет-магазинам.