100 примеров применения виртуальной и дополненной реальности

Благодаря двум мощнейшим локомотивам развития информационных технологий – игровой и порноиндустрии – в последние годы виртуальная и дополненная реальность перестала восприниматься людьми как нечто экзотическое, но далеко не все пока знают, где и как подобные технологии можно применить иным образом. Мы приготовили для вас подборку из 100 примеров внедрения виртуальной или дополненной реальности в различных отраслях.

Строительство и недвижимость

  • Строительная компания Юг Строй Инвест использовала приложение виртуальной реальности, разработанное компанией VR Corp, для демонстрации клиентам планировок квартир в строящихся домах.

  • Компания Planoplan разработала автоматизированный сервис для создания 3D-туров по квартирам в строящихся домах. Получаемый VR-контент легко встраивается на сайт, просматривается в мобильных устройствах, в том числе с очками виртуальной реальности, и используется в работе отдела продаж девелоперов.
  • Компания Главстрой Девелопмент оборудовала свои офисы продаж виртуальными шоурумами для демонстрации клиентам в одном помещении множества различных планировок с высокой степенью реалистичности.
  • Студия Photoreal3D создала несколько интерьеров в виртуальной реальности для передачи «Идеальный ремонт» на Первом канале российского ТВ. Такой подход значительно увеличил наглядность при обсуждении интерьеров архитекторами, в сравнении с традиционным рассматриванием бумажных планов и рисунков.
  • Layton Construction сэкономила $250 000 и 2 месяца на предпроектном этапе при строительстве медицинского центра площадью 45 000 квадратных метров. В компании разработали 20 виртуальных макетов вместо традиционных физических для подбора конфигурации операционных и других критически важных помещений.
  • Компания ПАО «ФСК ЕЭС» внедрила технологию дополненной реальности при подведении электрокоммуникаций к строящимся объектам: интерактивная инструкция уменьшает процент ошибок при работе в сравнении с использованием бумажной документации, а также позволяет уменьшить число сотрудников.
  • Компания Макси девелопмент использует AR-стенды при презентации своих строящихся ТРЦ – это позволяет будущим ключевым арендаторам заранее подбирать себе торговые площади с большим удобством и наглядностью.
  • ПАО «Газпром-нефть» обеспечивает для инженеров и менеджмента возможность виртуальных туров по удалённым строящимся производственным объектам, что резко сокращает необходимость в командировках и позволяет получать детальное представление о состоянии дел.
  • Компания Binary Banana разработала приложение Smart AR Home, позволяющее управлять умным домом в дополненной реальности. В отличие от классических интерфейсов, здесь пользователь видит виртуальные органы управления домом в конкретных физических местах, что особенно актуально для больших помещений.

Ритейл

  • Американская фирма MAC Cosmetics начала устанавливать в своих магазинах AR-стенды, которые работают как интерактивные зеркала. С их помощью покупательницы могут посмотреть, как та или иная декоративная косметика будет выглядеть на лице.
  • Фирма L’Oreal создала интерактивную рекламу в дополненной реальности для мобильных пользователей фейсбука и инстаграма. Пользователи могут посмотреть, как на них будет выглядеть косметика фирмы, прямо со своего смартфона.
  • В торговом центре в Польше компания Timberland с помощью виртуальной примерочной предложила покупателям померить любую вещь, не заходя в магазин

  • Компания DeLaval при помощи AR демонстрирует потенциальным клиентам высокотехнологичное оборудование для ферм, которое иначе было бы невозможно привезти для демонстрации прямо в деревню.
  • В 2014 году IKEA выпустила приложение, позволяющее пользователю примерить мебель из каталога магазина прямо к интерьеру своей комнаты.
  • Газета Times предлагает совершать покупки при помощи приложения дополненной реальности при помощи технологии Tap to buy прямо со страниц газеты – наведением камеры смартфона на рекламные объявления в ней.
  • В 2016 году eBay и австралийская ритейлерская сеть Myer открыли магазин Virtual Reality Department Store. В магазине представлены 3D-модели ста самых популярных товаров в каждой категории. Пользователь направлением взгляда выбирает товары и кладет их в корзину.
  • Гигант электронной коммерции Alibaba запустил платформу Buy+ для онлайн-покупок в виртуальной реальности. Клиент находится дома, но ощущает эффект присутствия в торговом центре. Для использования Buy+ достаточно смартфона и VR-очков.
  • Lego внедрил AR киоски с камерой и монитором в розничные магазины по всему миру.
    Клиенту нужно было просто поднести коробку Lego к киоску, чтобы увидеть, как будет выглядеть собранный конструктор в 3D. Подобная живая демонстрация не только производит впечатление на детей, но и подталкивает их родителей совершить покупку.
  • Интернет-магазин Vroom продаёт автомобили при помощи VR-приложения для смартфонов, давая покупателям возможность стать участником виртуального тест-драйва для 15 различных моделей автомобилей.
  • Lowe’s, торговая сеть товаров для дома, оборудовала в своих магазинах зоны для тестирования опасных садовых инструментов, таких, как триммеры для живых изгородей, в виртуальной реальности. Используется реальный инструмент, очки HTC Vive и перчатки Vive tracker с тактильной обратной связью.
  • Китайский производитель очков виртуальной реальности Pimax начал продавать свои очки – в виртуальной вселенной Somnium space. Плюсы такой модели продаж очевидны, ведь покупатели в подобном магазине уже по определению являются действующими пользователями виртуальных очков.
  • Сеть «Ашан» открывает магазины, спроектированные при помощи дополненной реальности, что позволяет заранее детально распланировать варианты размещения торгового оборудования и прочие тонкости.
  • Компания Lidl использует проектирование новых торговых точек в VR

Виртуальные путешествия

  • Сеть отелей InterContinental предоставляет свои клиентам возможность совершить виртуальные путешествия по всем отелям сети, а также по ключевым достопримечательностям различных стран.
  • Технологии виртуальной реальности использует Государственный Эрмитаж. Сервис «Виртуальный визит», доступный на сайте учреждения культуры, позволяет пользователю посмотреть экспонаты, размещенные в 160 залах.
  • Google и CyArk создали совместный проект Open Heritage по сохранению виртуальных копий исторических памятников, подвергающихся риску необратимого разрушения. Памятники подвергают лазерному сканированию с миллиметровой точностью. Также проект помогает в реконструкции памятников. Все отсканированные модели находятся в открытом доступе.

  • В рамках программы «Мечты о полёте» музей Москва-сити открыл инсталляцию виртуальной реальности «Глаза Икара». Посетители начинают полёт над московскими небоскрёбами в очках Samsung Gear во время подъёма в лифте башни «Империя» на высоту 215м.
  • Amnesty International создала проект PRISONEXIT, посвящённый проблеме российских политзаключённых. С помощью видеоролика в формате 360 зритель может оказаться в российской тюрьме и на своём собственном опыте убедиться, что испытывает человек, который находится в одном месте с убийцами за публикацию в социальных сетях или участие в митинге.

  • Виртуальная реальность может познакомить с шедеврами искусства в новом интересном формате. Например, с помощью приложения Bosch VR, смартфона и картонных очков пользователь сможет побывать внутри триптиха Босха «Сад земных наслаждений».
  • Туристическая компания Thomas Cook получила 200% увеличение доходов от продажи туров в Нью-Йорк, когда организовала в своих офисах продаж виртуальные туры в очках Samsung Gear VR.
  • National Geografic открыла в Квебеке AR-планетарий под открытым небом. Дополненная реальность накладывается прямо на ночное небо при помощи устройства Aryzon AR viewer со вставленным смартфоном.
  • Приложение HoloTour от Microsoft для очков Hololens позволяет путешествовать, не выходя из дома. В него встроен личный гид по имени Мелисса, которая будет рассказывать о том, что видит пользователь приложения.

Реклама и промоакции

  • Рождественская кампания Кока-колы предлагает пользователям посмотреть скрытые сцены на рекламных стендах, размещенных на автобусных остановках в Нью-Йорке
  • Ресторан Baptise & Bottle в Чикаго предлагает VR-тур, в ходе которого клиентам предлагают настоящий виски
  • Компания Cinzano к 260-летию своего брэнда создала виртуальный музей Cinzano, по которому можно гулять в очках виртуальной реальности и детально знакомиться с экспонатами.
  • В Тбилиси прошла остроумная рекламная акция пива Old Irish, в которой совмещались технологии виртуальной реальности и мистификации. Пока случайный прохожий на улице смотрел ролик в предложенных ему VR-очках, вокруг него собирали декорации, и когда он снимал очки, он уже оказывался внутри только что просмотренного ролика.

  • Фонд Билла Клинтона против бедности успешно привлёк спонсорские деньги на развитие стран Восточной Африки, создав фильм в формате 360 про Кению, при просмотре которого зритель вовлекается гораздо сильнее, чем при просмотре фильмов традиционного формата.
  • Компания Газпром применила буклеты с дополненной реальностью для раздачи на выставках и конференциях (и если для монополиста это не более чем элемент престижа, то на конкурентном рынке это реальный шанс для компании произвести впечатление на потенциальных клиентов)
  • На стенде «Сбербанка» на ПМЭФ гости могли попробовать VR-игру, которая давала возможность в дополненной реальности в игровой форме защититься от кибератак и фишинговых писем. Такие активности привлекали на стенд гостей, которые узнавали больше о продуктах и проектах компании.
  • Компания Е2Е4 в качестве промоакции ко дню защитника Отечества выпустила игру для очков виртуальной реальности, разработанную компанией VR Corp. Игроку нужно за 15 минут пройти квест по спасению человечества от засилья роботов. Компания закупила 350 картонных очков VR Corp и подарила их своим клиентам и партнёрам по всей стране вместе со ссылкой на игру.

  • Компания Дикси регулярно устраивает промоакции, в том числе с использованием виртуальной и дополненной реальности, выдавая покупателям товаров от компаний-спонсоров VR-очки или наклейки, являющиеся AR-маркерами, и предлагая скачать специальные приложения. В период акций покупки участвующих в акции товаров в среднем растут в 2-2.5 раза.
  • Компания AR production создала мобильное приложение «Узнай Москву фото», при помощи которого пользователь может сделать селфи с различными историческими персонажами, от Ивана Грозного до Виктора Цоя, в памятных местах Москвы, связанных с этими персонажами.
  • Фармкомпания, выпускающая таблетки от тошноты Драмамин, провела испытания, в которых добровольцы, принявшие таблетки, были подвешены, а затем подверглись воздействию экстремальных VR-роликов, но успешно преодолели этот опыт, продемонстрировав тем самым успешное действие таблеток.
  • Журнал «Автобизнес» внедрил приложение дополненной реальности «Наведи» от компании VR Corp. С его помощью реклама в журнале становится не просто картинкой, но и может сопровождаться видеороликами, 3D-анимацией или интерактивными играми.
  • Компания Merrel разработала аттракцион в VR к запуску новых кроссовок для горного туризма.

Рекрутинг

  • Компания Jaguar совместно с виртуальной группой Gorillaz создала серию квестов в VR для найма инженеров и программистов. Во время прохождения квеста соискатель демонстрирует весь комплекс важных для своей вакансии навыков, что позволяет существенно уменьшить ошибки при рекрутинге.

  • Интернет-магазин Jet.com, принадлежащий ритейлеру Walmart, предлагает соискателям вакансий виртуальный тур по своему офису, позволяющий быстро прочувствовать изнутри корпоративную культуру – это позволяет соискателям из удалённых мест проще решиться на устройство в компанию.
  • Железнодорожный оператор Deutsche Bahn увеличил поток заявок на устройство в компанию от молодёжи в 10-15 раз, когда стал предлагать на ярмарках вакансий симуляцию работы своих сотрудников в VR. При этом среднее качество заявок также увеличилось.
  • Британская армия увеличила поток заявок на вступление в свои ряды на 66%, когда стала предлагать потенциальным рекрутам испытать себя в различных виртуальных миссиях.
  • Компания Intuit, создав виртуальный тур по своему офису, не только получила увеличение потока заявок на работу, но и обнаружила резкое увеличение индекса потребительской лояльности с -60 до +30

Производство

  • Компания Boeing в 2014 г. внедрила решение дополненной реальности на платформе очков Google Glass. Согласно отчету Boeing по проекту, «использование Google Glass позволило сократить время производства на одну четверть и снизить количество ошибок в два раза»
  • Компания Lockheed Martin использует приложение дополненной реальности от фирмы NGRAIN при сборке самолётов F-35. По данным NGRAIN, «программное обеспечение позволяет инженерам работать быстрее на 30% и с точностью до 96%»
  • Концерн Fiat Chrysler Automobiles (FCA) применил в своей работе проекционную AR-систему OPS Solutions. Теперь на каждом этапе сборочного процесса рабочие получают наглядную информацию о своем следующем шаге. Внедрение AR привело к уменьшению числа ошибок на 80%, сокращению времени рабочего цикла на 38%, увеличению пропускной способности на 82%.
  • Московский нефтеперерабатывающий завод внедрил AR-систему по контролю и обслуживанию системы газоизмерительных датчиков, разбросанных по огромной территории в труднодоступных местах, но требующих регулярного осмотра и проверки. Это дало значительную экономию времени и позволило существенно автоматизировать процесс.
  • Производитель сельхозтехники AGCO (США) в 2015 г. перешёл от выведения контекстной информации по сборке на большие экраны к использованию очков AR. Контроль качества ускорился на 20%.
  • Airbus использует смешанную реальность при производстве A350 XWB и A380 для помощи при сборке фюзеляжа; по их утверждению, после внедрения данной технологии, время, необходимое для проверки того, как установлены 80’000 соединительных скоб, сократилось с трех недель до трех дней.
  • Компания Ford, внедрив системы виртуальной реальности в дизайнерских центрах в Меркенихе (Германия) и Дантоне (Великобритания), смогла сократить время разработки нового автомобиля с 42 до 24 месяцев.
  • Компания «Технологии энергосбережения Сибири» внедрила разработку дополненной реальности «Виртуальный инженер» от компании VR Corp. Теперь электротехническое оборудование компании поставляется с интерактивным справочником, упрощающим его обслуживание.

Обучение

  • РСК «МиГ» использует VR-тренажеры для отработки пилотами процедур дозаправки в воздухе или посадке на авианосцы
  • NASA в партнёрстве с Epic Games применила виртуальную реальность и графический движок Unreal Engine для построения симулятора работы на МКС. Для симуляции невесомости используется канатная подвеска. Астронавты тренируются проводить техобслуживание станции и оказывать друг другу первую помощь.
  • Сбербанк внедрил тренажёр SberSpeak для развития эмпатии у сотрудников к клиентам — «Пожилой человек», «Человек с ограниченными возможностями». Менеджеров погружают в среду, где они не очень хорошо слышат, видят и т.д. Это помогает им затем эффективно им общаться с теми, у кого похожие сложности.
  • Переход на виртуальные интерактивные тренинги для персонала позволил компании Royal Dutch Shell сократить расходы на обучающие программы на 90%.
  • Барнаульская компания «Школа продашь» применяет VR-симулятор, разработанный компанией VR Corp, для проведения тренингов по продажам. Это позволяет каждому, кто проходит тренинг, заниматься в своём темпе, снижая нагрузку на тренера и увеличивая вовлечённость в процесс.
  • Полицейский симулятор VirTra 300 позволяет тренировать в виртуальной реальности навыки минимизации летальных исходов применения оружия.
  • Английский исследовательский центр болезни Альцгеймера создал приложение A Walk Through Dementia, с помощью которого вы на собственном опыте ощутите каково это — столкнуться с непослушанием собственного организма, которое не зависит от вас, и с раздражением окружающих из-за причин, с которыми вы не можете справиться.
  • Компания Kitten Planet выпустила зубную щётку Brush Monster, которая помогает маленьким детям освоить сложный навык регулярной чистки зубов при помощи дополненной реальности. Щётка связывается по Bluetooth со смартфоном и показывает детям, где чистка была недостаточно тщательной, а заодно развлекает их анимированными персонажами и спецэффектами.
  • Студия Shell Games выпустила приложение для очков HTC Vive – игровое образовательное химическое шоу, в котором игрок проводит увлекательные лабораторные эксперименты. Игра продаётся на стиме за десять долларов, но школьные преподавателям доступна полностью бесплатно.

  • Компания Simtars в Австралии предлагает вводный учебный курс для обеспечения безопасности работы персонала в шахтах. Путём виртуальной симуляции опасных ситуаций стажёры идентифицируют степень опасности и учатся применять методы её контроля и устранения, не выходя за пределы учебного класса.
  • Компания labster предоставляет на своём сайте 76 различных симуляторов в виртуальной реальности для университетов и частных лиц, упрощая обучение таким темам, которые иначе потребовали бы оборудования дорогих лабораторных классов.
  • Компания AR production выпустила мобильное приложение, которое позволяет видеть дополненную реальность в обычных школьных учебниках. Приложение работает по подписке, список доступных учебников постепенно пополняется.
  • Компания «Виртуальные пространства» выпустила приложение «Our minds AR», которое визуализирует для учителя сообщения в мессенджере от учеников во время занятия в виде облачка над их головой в дополненной реальности. Это экономит усилия преподавателя по контролю выполнения заданий на уроке.

  • Обучаться в виртуальной реальности могут не только люди. Массачусетский технологический институт создал систему FlightGoggles, позволяющую обучать искусственный интеллект дронов для полётов в помещениях со сложной геометрией, в то время как фактически дрон перемещается по безопасному пустому полигону. Это экономит средства как на ремонт дронов, так и на оборудование полигонов.

Интерактивная поддержка

  • Немецкий производитель автозапчастей ZF Group использует приложение Remote Assist и очки дополненной реальности Microsoft HoloLens для удалённой поддержки коллег по всему миру, что позволило резко сократить время консультаций и полностью отказаться от командировок.
  • Автопроизводители Хёндэ, БМВ и Ауди начинают выпускать приложения-дополнения к пользовательским инструкциям, помогающие владельцам наглядно изучить свой автомобиль.
  • Сибирский государственный университет путей сообщения внедрил разработанный компанией VR Corp справочник дорожного мастера – интерактивную справку с элементами дополненной реальности для рабочих железных дорог.

  • Баллистический калькулятор от компании TrackingPoint фактически заменяет снайперу напарника-споттера.
  • Концерн THALES воспользовался разработками дополненной реальности для шлемов боевых пилотов и выпустил облегченный вариант для гражданской авиации
  • Стартап Aira одновременно предлагает нейросетевого помощника, распознающего и проговаривающего всё, что видит камера очков, и живого сотрудника компании, что поможет сориентироваться по той же камере в особо сложной ситуации.
  • Компания Bosch  разработала сервис для автомобилей Daimler. Приложение для планшета показывает, как спасателям наиболее безопасно разрезать автомобиль при извлечении из него жертв ДТП.
  • Стокгольмский железнодорожный узел внедряет мобильное приложение дополненной реальности для пассажиров. Оно позволяет, отсканировав QR-код на билете или введя номер рейса, далее в режиме дополненной реальности видеть на экране телефона подсказки о том, куда идти, чтобы попасть на нужную платформу, и прочие важные сведения о рейсе.
  • Компания ISimpleLab внедрила в своём мобильном приложении ISimpleBank0, используемом несколькими российскими банками, функции дополненной реальности – например, клиент может узнать баланс своей банковской карты, просто наведя на неё камеру смартфона.
  • Компания CITEC внедрила симулятор тренажёрного зала в виртуальной реальности, позволяющий пользователю выполнять упражнения, одновременно наблюдая себя в виртуальном зеркале и получая визуальные подсказки об ошибках, что куда нагляднее, чем объяснения тренера в реальном тренажёрном зале.
  • Компания Boeing использует VR-симулятор при подготовке пилотов.

Медицина

  • Британская компания Tribemix создала программу Dementia VR для лечения старческой деменции. Программа покупается домами престарелых и бесплатна для пациентов. Приложение помогает избавиться от стресса, что позволяет уменьшить провалы в памяти
  • Российский проект VRability использует виртуальную реальность для мотивации людей с инвалидностью к большей активности в реальной жизни, демонстрируя ролики в формате 360 как первый безопасный шаг для того, чтобы опробовать новые виды деятельности в реальной жизни.
  • Российская компания thePSYCHO разработала прототип хирургического VR симулятора для лапароскопии. В системе используется высокоточная система трекинга и обратная тактильная связь, что обеспечивает высокую достоверность симуляции.

 

  • Самарский медицинский университет создал приложение Surgera VR – тренажёр в виртуальной реальности в помощь хирургам. Пока, правда, в нём доступна только операция трахеостомии. Приложение доступно для свободного скачивания на SteamVR.

  • Компания Augmented Intelligence разработала технологию «Digital Twin». Результаты различных исследований сводятся в единую виртуальную модель тела человека – его цифрового близнеца. Далее эта модель может быть использована для симуляции различных воздействий, с целью провести это воздействие оптимальным образом.
  • Брендовое агентство Ogilvy Brasil по заказу бразильской медицинской компании Hermes Pardini создало мультфильм VR Vaccine. По сюжету мультфильма, один из персонажей приглашает ребёнка встать в их ряды защитников и для этого прикрепляет ему на руку специальный защитный амулет. В момент прикрепления амулета врач делает ребёнку укол, а тот, увлечённый происходящими событиями, ничего не замечает.
  • Стартап-компания Kapanu применила дополненную реальность в стоматологии. Система работает при помощи сопоставления 3D-скана ротовой полости и предустановленных сканов «идеальных» зубов.
  • Проект HoloAnatomy от Microsoft демонстрирует пользователям возможности AR-очков Microsoft Hololens, а также представляет собой полноценный учебный курс Cleveland Clinic.

Исследования

  • В 2017 компания «Технологии Светотерапии» изучала воздействие частоты мерцания и длины световых волн на человека. В обычном мире сложно заставить мерцать с определённой частотой все источники света, поэтому исследователи обратились за помощью в разработке решения виртуальной реальности в компанию VR Corp.

  • На МКС проводится исследование, как изменения получаемой человеком зрительной, звуковой и гравитационной информации влияют на взаимную координацию рук и глаз. Для этого используется приложение виртуальной реальности в очках Oculus Rift.
  • В Вестминстерском университете проведено исследование, показывающее, что точность свидетельских показаний повышается, если вместо живого полицейского их допрашивает его виртуальный аватар. Предполагается, что это связано с подсознательной подстройкой свидетелей под мимику живого человека.
  • Компания Immersive media обеспечила высокопроизводительную съёмку 3D съёмку Хэнфордского ядерного могильника, что существенно удешевило и увеличило качество мониторинга, а также уменьшило опасность для обслуживающего персонала за счёт уменьшения времени нахождения людей в области повышенной радиации.

Развлечения

  • Исландская певица Бьорк в 2016 году устроила мировое турне Björk Digital, во время которого зрители при помощи очков HTC Vive попадали внутрь клипов певицы.
  • Компания Intel намерена обеспечивать прямую трансляцию зимних Олимпийских игр в Корее в 2018 году в формате 360 градусов – для просмотра трансляции в очках виртуальной реальности. Предполагается, что к этому моменту в Корее будет развёрнут мобильный интернет 5G, необходимый для уверенной трансляции.
  • Компания ARwall предлагает небольшим киностудиям отказаться от привычного зелёного экрана в пользу своего экрана дополненной реальности, что позволит сэкономить на спецэффектах.
  • Компания Грин Рум Воркерс запустила франшизу Sugar dance - интерактивный аттракцион с дополненной реальностью, в котором клиент может сняться в видеоклипе и мгновенно получить запись на память. По франшизе только в России открыто более 200 таких аттракционов.
  • В 2016 году студия Nyantic выпустила  Pokemon Go – игру в дополненной реальности, которую скачало более 100 млн человек. Эта игра простимулировала огромное количество людей к прогулкам, хотя кейс Руслана Соколовского показал, что не все места для прогулок одинаково безопасны.

Надеемся, что, вдохновившись этим внушительным перечнем, вы и сами решитесь использовать виртуальную или дополненную реальность в вашем бизнесе. Со своей стороны, всегда будем рады помочь советом, а также непосредственно в разработке.

Автор статьи

, менеджер проектов компании VR Corp

ИЩЕТЕ ИДЕЮ?

Расскажите нам в двух словах, что вам требуется, и мы придумаем уникальный проект специально для вас или оформим в техническую концепцию вашу идею, если она уже есть.

    Ещё больше примеров виртуальной и дополненной реальности